Москва | Изменить
Если у Вас нет аккаунта, пожалуйста зарегистрируйтесь, это займет не более двух минут.

Советы родственникам больных, страдающих речевыми нарушениями (афазией)


Инсульт или черепно-мозговая травма нередко приводят к нарушениям речи.

После острого поражения головного мозга больной может начать испытывать затруднения в выражении своих мыслей, а иногда и с трудом понимать речь других людей, хотя слух у него остается сохранным. В таких случаях чаще всего больному ставят диагноз «афазия».

В других случаях речь больного становится невнятной, «смазанной», однако больной правильно выражает свои мысли и строит предложения, полностью понимая обращенные к нему фразы. В таких случаях у больного нередко диагностируют «дизартрию».

Помощь по восстановлению речи у больных с афазиями, развившимся после острого поражения головного мозга, оказывает логопед-афазиолог. Существует несколько типов афазий, и для каждой из них – свои программы логопедической помощи.

Вероятность восстановления речи выше у тех больных, которые после выписки из стационара продолжают заниматься с логопедом или членами своей семьи, консультирующимися у профессионала. Родственники пациента могут существенно помочь ему в восстановлении речи. Однако их активность должна контролироваться специалистом, поскольку некоторые задания в ряде случаев могут вызвать ухудшение речевых функций вместо их улучшения.

В тех случаях, когда консультация логопеда по каким-то причинам недоступна, рекомендуется выполнять с больным лишь самые несложные упражнения, способствующие восстановлению речи. В таких случаях целесообразно:

1. Вовлекать больного в простые неречевые виды деятельности, например:

- конструирование кубиков, складывание пазлов, срисовывание, рисование предметов, сюжетов и т.д.,

- игра в лото, домино, карты,

- раскладывание серийных картинок, сюжетов.

2. Давать задания, предполагающие понимание речи:

- показ частей тела,

- показ предметов, действий на картинках,

- выполнение простых инструкций.

3. Вовлекать больного в простые диалоги, требующие ответы одним-двумя словами или жестом.

4. Стимулировать чтение и письмо, предлагая такие задания, как:

- раскладывание подписей под картинками,

- чтение цифр, букв,

- запись под диктовку цифр, букв,

- письмо и чтение привычных и простых слов, фраз.

Важно также научить больного самостоятельно регулировать объем и скорость поступления информации от окружающих его людей.

Ограничивая поступления избыточных для него сведений, больной получает возможность лучше осмысливать важные для него сообщения и защищать себя от информационной перегрузки. Например, при затруднении в понимании обращенной речи пациенту рекомендуется тотчас же обратиться к собеседнику с просьбой такого рода (если это возможно):

«Пожалуйста, скажите это другими словами»,

«Пожалуйста, говорите чуть медленнее»,

«Пожалуйста, повторите это еще раз»,

«Позвольте мне немного подумать об этом»,

«Могли бы вы написать сказанное?» и т.д.

Советы родственникам больного, страдающего афазией

· Помните о том, что афазия не относится к психическим заболеваниям, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает речевого дефекта. Кроме того, нередко больной с афазией хорошо понимает речь окружающих.

· В беседе с больным не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.

· Больной с афазией очень чувствителен к внешнему шуму. Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре.

· Больной с афазией хуже понимает длинную и быструю речь. Собеседнику лучше говорить медленно, использовать простые предложения, повторять свои фразы и прибегать к различным способам выражения мыслей (к жестам, рисункам, письму), избегая, однако, «детского» языка и чрезмерной жестикуляции. Наряду с этим, важно использовать такие вопросы, на которые пациент может ответить «да» или «нет».

· Лучше не прерывать больного, если он говорит. Собеседник должен стараться понять, что хочет сказать больной, давая ему для этого время и обращая внимание на разные формы выражения им своих мыслей. Больному с афазией важно знать, что его неречевые навыки общения сохраннее, чем речевые.

· Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у больного остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.

· Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Улучшение речи при правильно организованном восстановительном обучении наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, но есть возможности достижения успеха (как утверждают многие ученые) и в течение 2 лет с момента начала заболевания.

· Наиболее губительной для пациента с афазией является «речевая изоляция», т.е. ограничение общения с окружающими. Членам семьи важно чаще привлекать больного к участию в общих беседах, задавать ему больше конкретных простых вопросов и побуждать его к собственным высказываниям. К пациенту также рекомендуется обращаться с простыми просьбами. При затруднении выполнения действия ему важно предоставить подсказку и повторно высказать просьбу. По мере успешного освоения простых действий круг заданий и просьб целесообразно постепенно расширить.

Задача родственников заключается не только в том, чтобы научить больного правильно произносить слова (особенно, если эту помощь оказывает логопед), но и в том, чтобы поддержать желание пациента к речевому общению.

Источник: logoped-yar.ru

Медицинские направления

Сообщества

Рейтинг: 0.0 Оценить
Размещена: 05.02.2012

Комментарии

нет комментариев

Ваш комментарий