Москва | Изменить
Если у Вас нет аккаунта, пожалуйста зарегистрируйтесь, это займет не более двух минут.

Развитие потребности речевого общения у ребенка раннего возраста

Очень часто родители задают вопросы «Как заставить малыша говорить?», «Как помочь речевому развитию годовалого ребенка?», обращаются к логопедам с просьбой «Помогите разговорить малыша».

Пока ваш малыш совсем маленький, вы общаетесь с ним на уровне гуления, лепета, кряхтения «агу», «угу», «гу-гу», «ма» и т.п. И в первые дни и месяцы все совершенно чудесно и замечательно. Малыш все это охотно повторяет. Естественно, что новоиспеченные родители в восторге - их чадо начало говорить. Но хочу вас разочаровать, все эти звуки, лепетные слова - не что иное, как подражание взрослому (формирование начатков отражательной формы речи). Для малыша совсем нетрудно произнести губные звуки «п», «м», «б», заднеязычные «г», «к», «х», гласные.

Видя артикуляцию родителей и слыша простые звуки и звкусочетания, он легко их воспроизводит самостоятельно. А вот для того, чтобы дело сдвинулось дальше, необходимо осознанное восприятие языковых единиц.

Слово - это языковая единица. И малыш учится пользоваться этими языковыми единицами для обозначения предметов и явлений. Сначала он усваивает название предмета, затем - обозначение его действия, признаков. Только потом - введение в речь все более сложных слов и словосочетаний. Построение сначала простых, а затем сложных предложений. И, наконец, умение сочинять истории, пересказы по картинкам, чтение и воспроизведение литературных произведений, описания.

Самой первой ступенькой речевого развития малыша будет воспитание потребности речевого общения.

Что же это такое: потребность в речевом общении?

Малыш учится понимать, что для нормального взаимодействия с взрослыми ему необходимо овладеть их языком, т.е. словесно обозначить свои просьбы, желания, потребности.

Как воспитывать?

1. Пытаясь объяснить с помощью слов и жестов.

2. Показывать на собственном примере.

3. Всегда пробовать вызвать ответную реакцию ребеночка.

4. Давать ему возможность высказаться.

5. Терпеливо ждать употребления этой самой «языковой единицы».

6. Помогать учиться пользоваться речевым аппаратом для общения.

Развиваем речь малыша

Начинать развивать речь ребенка необходимо как можно раньше. Как только вы его увидели и «познакомились», общение должно быть постоянным.

Развитие речевого общения в 2-4 месяца

Когда малышу исполнится 2 месяца, можно начинать занятия по стимуляции его голосовых реакций и речевой активности. Занятия проводятся по 1-1,5 минуте 3-5 раз в день.

Двух-, трехмесячный ребенок подолгу певуче гулит, а на ласковое обращение к нему взрослого отвечает общим оживлением, радостными звуками. В этот период для того, чтобы вызвать у ребенка гуление, достаточно создать общую положительную эмоциональную настроенность.

Если ребенок мало или совсем не гулит, то надо вызвать у него гуление. Его вызывают ласковым голосом или пением. Сначала дайте ребенку возможность прислушаться к нерезким, приятным звукам голоса.

Научить его вслед за вами произносить звуки гуления можно, когда у него есть зрительное и слуховое внимание. Поэтому важно, чтобы во время «занятия-общения» малыш смотрел на ваше лицо. Медленно произносите звуковые сочетания а, агы, гу и т.д., широко открывая рот, чтобы ребенок видел артикуляцию. Если же все-таки малыш до 3-4 месяцев не повторяет эти движения, то можно ему помочь пассивно выработать подражательную реакцию. Легко поглаживая губы крохи, в определенном ритме в момент произнесения вами звука открывайте рот ребенка. Этот прием надо повторять в течение дня 4-6 раз.

В результате произнесения первых непроизвольных звуков у ребенка развивается артикуляционный аппарат, слуховое сосредоточение. А это, как известно, служит предпосылкой развития речи ребенка, умения воспринимать слово взрослого.

На четвертом месяце важно продолжать развивать у ребенка голосовые реакции. Например, взрослый называет малыша по имени, меняя свое местонахождение и интонацию, побуждая малыша тем самым к радостному оживлению, к активному произнесению звуков.

Развитие речевого общения в 4-6 месяцев

В возрасте от 4 до 6 месяцев как можно чаще используйте игры–подражания. Они необходимы для развития артикуляционных навыков, слухового внимания, эмоционального общения с малышом и поддерживают развитие лепета. Это совместные «разговоры», в которых вы активно и отчетливо произносите повторяющиеся слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). Следите, чтобы ребенок видел ваше лицо во время такого «разговора», общайтесь очень эмоционально, слушайте «высказывания» малыша, кивайте и давайте ему понять, что вы его понимаете. Постарайтесь определить «любимый» звук ребенка, который он чаще всего повторяет, и активно используйте его в «диалогах». Когда ребенок начнет повторять звук за вами, постепенно вводите в «разговоры» и новые звуки (сначала гласные).

При уходе за ребенком не забывайте постоянно «оречевлять» все происходящее, называйте части тела малыша, предметы одежды, игрушки и т.д.

Говорите о себе в третьем лице, когда ухаживаете за малышом и общаетесь с ним: «Сейчас мама даст сок», «Мама оденет», чтобы ребенок связывал образ матери со словом «мама».

Очень полезно при общении с малышом использовать различную интонацию. При общении и «разговорах» с малышом поизносите слоги, которые он использует в лепете, с различными интонациями: удивленно, радостно, вопросительно, спокойно и т.д.

К 5—6 месяцам ребенок начинает произносить слоги. Он подолгу повторяет: ба-ба-ба, да-да-да и т.п. Это не только забава: малыш слушает себя, что важно не только для развития органов речи, но и для формирования речевого слуха.

Чтобы поддержать лепет малыша, подхватите произнесенные им звуки, и ребенок будет вторит им. Так постепенно формируется способность подражать речи взрослого.

Развитие речевого общения в 6-12 месяцев

С 6—7 месяцев у ребенка развивается способность понимать некоторые слова и выражения, произносимые взрослым. Но для этого необходимо чаще с ним разговаривать; например, когда надо взять ребенка из кроватки, приговаривайте:«Дай ручки, маленький» и маните его к себе.

Поднося его к предметам, находящимся в комнате, называйте их. После нескольких таких «уроков» ребенок научится поворачивать голову и находить взором то, о чем говорит взрослый. Для того, чтобы название предмета связывалось у ребенка именно с самим предметом, а не с местом, где он находится, нужно переместить этот предмет на глазах у ребенка. Теперь он ищет взором именно его, поворачивает головку направо, налево и радостно улыбается, наконец-то найдя игрушку. Постепенно малыш запоминает членов семьи. «Где мама?», и он отыскивает глазами маму, тянется к ней. «А где папа?» (бабушка, дедушка) - он отыскивает глазами отца.

Стремясь развить у ребенка понимание речи, старайтесь использовать любой повод для разговоров с ним. Одевая малыша, сопровождайте, словом свои действия: «Сейчас (имя ребенка) наденет рубашку. Дай мне ручку. Вот так». Берете его за руку, чтобы малыш знал, где у него рука и что означает эта просьба. «А теперь наденем носок. Где ножка?»

Хотя смысл речи еще неясен ребенку, но он вслушивается в ласковый голос матери и улыбается ей. Если такие приемы повторяются несколько раз в течение дня, он постепенно запоминает, что от него требуется, и в ответ на предложение: «Сейчас наденем рубашку, дай ручку» протягивает руку. Смысл слова становится малышу понятным благодаря тому, что оно сопровождается жестом, действием, подчеркивается тоном, мимикой.

Постоянные разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря, т.е. понимания речи.

Маленького ребенка берут на руки, ходят с ним но комнате, показывают предметы и называют их: «Это часы: тик-так, тик-так! Где часы? А это киса. Вот петушок: петушок-петушок, золотой гребешок!» Малыш прислушивается, взгляд его говорит о том, что он понимает название предмета, отыскивает его глазами.

Чем чаще обращаются взрослые к ребенку со словами ласки и внимания, с разговорами о близких и знакомых предметах, тем быстрее развивается понимание речи.

Пестушки

Пестушки – старинное народное творчество – оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не в прогрессе, а в теплоте и ласке. Так вот с помощью пестушек осуществляются те эмоционально-тактильные контакты матери и ребенка, которых так недостает современным детям! А употребление пестушек связано с использованием ласковой интонации произношения, тактильных прикосновений к ребенку и, наконец, проведения с ним вместе какого-то времени! Вместе с использованием пестушек я рекомендую родителям чаще петь своему малышу.

1. Эти пестушки проговариваются, когда малышок просыпается.

а) Потягуси, потягуси,

Пролетали низко гуси,

Потягуси, потягушечки,

Перья мягкие в подушечке,

Эти перья-потягушеньки

Подарили гуси Мишеньке.

Имя в конце можно варьировать в зависимости от того, как зовут ребенка.

Вариация «потягушеньки» может быть изменена для улучшения рифмовки с детским именем. Например: потягунечки - Ирунечке, Колюнечке, Зинулечке и т.п.; потягошеньки – Антошеньке, Алешеньке и т.п.

б) Потягушки, потянись,

Поскорей, скорей проснись!

в) Тянись, тянись, маленький,

Тянись, тянись, хорошенький,

Вырастешь большой!

г) Тянись, тянись, детка,

Стань большим и красивым!

д) Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

е) Петя, Петя, Петушок,

Золотой гребешок,

Что ты рано встаешь,

Оле спать не даешь?

Здесь также возможна замена имени на имя вашего ребенка.

2. Во время умывания или мытья рук перед едой (а зачастую перед едой или после приходится мыть не только руки, но и другие части тела запачкавшегося малыша).

а) Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки!

3. Малыш учится ходить, делает первые, еще неуверенные шажки. Обязательно надо подбодрить его. Для этого народ придумал также немало стишков. Как я уже объясняла ранее, если в пестушке используется имя, вы можете менять его на имя вашего малыша.

а) Топ, топ, топ, топ,

Ходи-ходи ножкой

Твердо по дорожке!

б) Уходи с дороги, кот,

Наша Танечка идет.

Топ-топ, топ-топ,

Наша Танечка идет,

Ни за что не упадет.

Топ-топ, топ-топ,

Вот какая Танечка!

в) Наша Катя маленькая,

Катенька удаленька.

Пройди, Катя, по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой!

4. Малыш заплакал. Вы всеми силами стараетесь успокоить его. Но ничего не помогает. Попробуйте пестушку – верное народное средство!

а) Ты, Катюшечка, не плачь,

Я куплю тебе калач,

На шею повешу,

А потом утешу.

б) У нас Саша сын один,

Мы в обиду не дадим.

Пиджак сошьем

И гулять пошлем.

5. Сколько сил и терпения нужно, чтобы снарядить малыша на прогулку! Но если вы не будете выказывать вашего неудовольствия, а лаской и уговорами постараетесь скрасить это нелегкое время, всеобщее спокойствие и нервные клетки будут сохранены!

а) Наша Катя маленькая,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

б) У нас Олеженька один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем!

в) Валя вырастет большая,

Будет в золоте ходить.

Всех мамок и нянек

Подарками дарить.

В 7 -9 месяцев научите малыша воспринимать звуки разных тембров: например, одну и ту же простую легко запоминающуюся мелодию дайте ему послушать в исполнении разных музыкальных инструментов (металлофон, дудочка, пианино, напойте ее), потанцуйте или подвигайтесь вместе под эту музыку.

Звукоподражательные комплексы, которые появляются у ребенка, включайте в стихотворные тексты, используйте для этого игрушки. Говорите в присутствии ребенка за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими, произносите междометья, которые помогают отразить эмоциональное состояние: «ай-ай-ай», «ох». Ваш малыш начнет заряжаться обстановкой взаимодействия и будет повторять вслед за вами.

Поиграйте с крохой, и тогда ему захочется повторять звукосочетания.

1. Предложите поскакать на лошадке – «но-но». Или можете использовать небольшое стихотворение.

Гоп-гоп! Конь живой

И с хвостом, и с гривой.

Он качает головой,

Вот какой красивый!

Гоп-гоп-гоп!

2. Покормите вместе с малышом его любимую игрушку - «ням-ням».

Говорит собака: «Ам!

Кошке мясо не отдам:

Ам-ам-ам!»

3. Игрушки сели на машину и поехали в гости - «би-би».

"Би–би-би, - гудит машина. -

Не поеду без бензина!"

4. Поиграйте с малышом в прятки, создавая ситуацию, в которой бы он повторял «ку-ку». Можно прочитать стихотворение.

Считать кукушка научилась,

На том ученье прекратилось.

Ку-ку, ку-ку.

«Как кукушка кукует?» - спросите обязательно малыша после прочтения.

5. На зеленом лугу пасется корова. Попросите малыша показать (на картинке, игрушке), где у коровы копыта, хвост, уши, глаза. Проговорите стихотворение несколько раз. Спросите: «Как коровка разговаривает?»

Му-му!

Молока кому?

6. В гости киска к нам пришла. «Посмотри, какая киска. Какая у нее шерстка мягкая, беленькая, пушистая. Потрогай шерстку, погладь кошечку. А какие у нее глазки. Как киска мяукает?»

Мяу-мяу! Кто пищит?

У меня живот болит.

Ниже приведу несколько примеров стихотворений с разными звукосочетаниями, которые вы можете включить, создавая игровую ситуацию.

Куры крыльями махали

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Куры клювами стучали

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Гуси, гуси,

Га-га-га,

Есть хотите?

Да-да-да!

Прилетели гули,

Гули-голубочки,

Гуля-гуля-гуля.

На головку гули

Сели моей дочке,

Гуля-гуля-гуля.

Маленькие мышки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Пищат: "Пи-пи-пи"!

Ду-ду, ду-ду,

Потерял Иван дуду.

А я дудочку нашла

И Ванюше отдала,

Ду-ду, ду-ду!

С барабаном мы идем,

Громко песенку поем!

Бом-бом, бом-бом!

Заблудились мы в лесу,

Закричали все: «Ау-ау!»

Вот поезд наш едет, колеса стучат:

Ту-ту, ту-ту, ту-ту!

А в поезде этом ребята сидят,

Ту-ту, ту-ту, ту-ту!

Наши часики стучат:

Тик-так, тик-так

Ходя часики вот так:

Тик-так, тик-так.

7. Расскажите малышу сказку «Курочка Ряба». Ребенок должен участвовать в пересказе, добавляя за курочку: «ко-ко-ко»; за мышку: «пи-пи-пи»; изобразить, как упало яичко: «бах»; как плачет дед, баба: «ой-ой-ой».

8. Прочитайте стихотворение Даниила Хармса «Веселый старичок» (в нем очень много звуковых комплексов).

Жил на свете стаpичок

Маленького pоста

И смеялся стаpичок

Чpезвычайно пpосто:

«Ха-ха-ха

Да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи

Да бyх-бyх!

Бy-бy-бy

Да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь

Да тpюх-тpюх!»

Раз, yвидя паyка,

Стpашно испyгался.

Hо, схватившись за бока,

Гpомко pассмеялся:

«Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо

Да гyль-гyль!

Ги-ги-ги

Да га-га-га,

Го-го-го

Да бyль-бyль!»

А yвидя стpекозy,

Стpашно pассеpдился,

Hо от смеха на тpавy

Так и повалился:

«Гы-гы-гы

Да гy-гy-гy,

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, pебята не могy!

Ой, pебята,

Ах-ах!»

Очень хорошо, если малыш будет договаривать стихотворение (звукосочетания) вместе с вами. И пусть это случится не после одного-двух чтений стихотворения, а после десяти-пятнадцати. Но это того стоит.

* * *

Важным режимным моментом в жизни ребенка до 1 года является массаж. Эту процедуру также можно использовать для речевого общения.

Потешки, используемые при массаже

(Нежно гладим спинку ребёнка широким движением от ягодиц вверх — тыльной стороной кисти, от плеч вниз — ладонью.)

Идёт бай по стене,

Несёт лапти на спине,

Нес лапти в кошеле.

Всем детишкам

По лаптишкам,

И себе, и жене.

Ку-ка-ре-ку, петушок,

На полатях мужичок,

Он лапти плетет,

И себе плетет,

И жене плетет,

Ребятишечкам

По лаптишечкам!

(Разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещивая на грудке.)

Тятеньке — сажень,

И маменьке — сажень,

И сестрице — сажень,

И братику - сажень,

(и т.д.)

А Ванюшеньке большую,

Наибольшую, самую большую!

Потягунюшки, порастунюшки,

(поглаживаем от головы до пяточек)

Поперек толстунюшки,

А в ножки – ходунюшки,

(двигаем ножками)

А в ручки – хватунюшки,

(сжимаем и разжимаем кулачки)

А в ушки — слышунюшки,

(показываем ушки)

А в глазки — глядунюшки,

(показываем глазки)

А носику — сопунюшки,

(показываем носик)

А в роток — говорок,

(показываем ротик)

А в головку — разумок!

(поглаживая спинку)

Шершавая мама

Шершавому сыну

Гладит и гладит

Шершавую спину.

Мама не Петина,

Мама не Светина,

Мама не Гришкина,

А мама слонишкина.

На малышку глядя,

Спинку мама гладит:

Рыбка по морю плывет,

Белка хвостиком метет,

Как по небу облачкa,

Мы погладили бочкa.

Как летят снежинки,

Так мы гладим спинку!

Массаж живота (это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик). Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:

Розовый животик

Мурлычет, словно котик,

Заурчал щеночком,

Забулькал ручеечком.

Ах животик ты, живот,

Кто же там внутри живет?

Кто мешает баиньки

Маленькому заиньке?

Мы погладим пузики,

Толстые арбузики.

Спит щеночек, спит котенок.

Улыбается ребенок.

А вот уже настоящая гимнастика

На лугу, на лугу

(Гладим животик по часовой стрелке.)

Стоит миска творогу.

(Кладём ладонь на животик.)

Прилетели две тетери,

(Строчка произносится по слогам и одновременно с каждым слогом короткими бодрящими движениями, напоминающими детские "саечки", проходим по бочкам малыша снизу вверх.)

Поклевали,

(Два пальца "скачут" вверх по центру малышового животика.)

Улетели.

(Снова делаем малышу "саечки" или же, наоборот, успокаиваем кроху нежными поглаживаниями.)

Эти игровые упражнения не просто стимулируют мышцы живота, а способствуют их активной разработке. Ведь когда вы, например, двумя пальцами "ходите" или "скачете" по животику ребенка, он невольно напрягает брюшной пресс, а потом также самостоятельно расслабляет его. Помимо прочего, эта гимнастика улучшает перистальтику кишечника.

Артикуляционная гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с ребенком можно начинать с 3-х месяцев. Но в этом возрасте гимнастика будет носить пассивный характер. Пассивная артикуляционная гимнастика направлена на усиление активности губ и языка, стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-6 месяцев

В возрасте 3-х месяцев гимнастика проводится по 1,5-2 минуте 3-5 раз в день. Проводится только гимнастика для губ.

Пассивная гимнастика для губ.

1. Собрать губы ребенка в трубочку.

2. Расстянуть губы в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ.

3. Поднимать верхнюю губу - движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажающие верхние десна.

4. Опустить нижнюю губу. Поставить пальцы в углы губ. Опустить нижнюю губу, обнажая десны.

5. Создать уклад губ, необходимых в дальнейшем для произнесения звуков «а», «о», «у», «и».

Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

Активные движения языка на данном возрастном этапе можно стимулировать с помощью пищевых подкрепителей.

1. При раздражении середины губы сиропом шиповника стимулируют выдвижение языка вперед, вверх, слизывание.

2. При раздражении углов губ стимулируют боковые движения языка.

Эти приемы проводят по 2-3 раза ежедневно перед кормлением.

Артикуляционная гимнастика для детей 7-18 месяцев

В этом возрастном отрезке особое внимание уделяется активным движениям языка и губ, которые необходимы для развития четких артикуляционных кинестезий и кинестетического следового образа движений артикуляционных мышц.

К ранее выполняемым упражнениям добавляем новые упражнения активного характера. Обучаем малыша таким произвольным движениям, как «поцелуй», «подуй», «плюнь», «улыбнись», «покажи зубки», «открой рот», «закрой рот», «пощелкай язычком».

Продолжаем учить облизывать верхнюю и нижнюю губу, слизывать из уголков рта, для этого по-прежнему используем сироп шиповника или варенье. Время проведения упражнений увеличиваем до 2,5-3 минут.

Процесс развития артикуляционной моторики протекает быстрее, активнее, преодоление трудностей проходит легче, если использовать игровые формы работы. Малыш, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти условия игры, не замечает, что его учат.

Развитие речевого общения в 12-18 месяцев

Ваш малыш подрос, и ему исполнилcя год. С этого момента уже можно начинать разнообразные занятия по развитию речи. Ребенок уже умеет рассматривать картинки, поэтому проводят игры по типу парных картинок, на которых изображены знакомые ему предметы (мяч, зайчик, кукла, часы, кошка и т. п.).

Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинку. Затем спрашивает: «Что у тебя на картинке?» Малыш отвечает: «Киса». A вот назвать куклу он затрудняется. Здесь необходима помощь взрослого: надо назвать изображаемый предмет и предложить ребенку повторить: «Куклу зовут Катя». Он легко произносит: «Катя».

Когда ребенок рассмотрел и назвал картинку, можно предложить ему отыскать точно такую же среди других, разложенных на столе. Ему, конечно, не сразу удастся выполнить задание правильно. Иногда малыш берет ту, которая ему больше понравилась. Не беда! Пусть он ответит, что изображено на картинке. А затем снова напомнить: «А теперь найди такую же, как у тебя». Если он затрудняется, надо помочь ему: придвинуть поближе нужную картинку, положить ее рядом с той, которая у ребенка была в руках. Пусть сравнит, убедится, что они одинаковые, и назовет ее.

Развитие речевого общения от 1,5 до 3 лет

В первую половину второго года ребенок накапливает словарь. За это время неизмеримо возрастает количество слов, которые он понимает. Взрослым кажется, что он уже все понимает, только сказать не умеет. Ход развития детской речи, действительно, таков, что активная речь не успевает за пониманием. Малыш уже знает свое имя, имена близких людей, названия одежды, мебели, посуды, машины, нескольких животных, растений, умеет показывать части тела у себя и у животных-игрушек, назвать различные действия. В активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Ребенок часто обращается к взрослым с помощью мимики и жестов.

Резкий скачок в развитии речи наблюдается у детей после полутора лет. Очень быстро растет запас активно употребляемых ими слов. Они не только повторяют за взрослым слова, но и сами пытаются выяснить названия окружающих предметов.

Ребенок уже имеет немалый опыт в звукопроизношении, позволяющий переводить его постепенно от «облегченных» названий к полным. К концу второго года в активе ребенка уже до 300 правильно произносимых им слов. Правда, он еще не владеет такими звуками, как р, л, ш, ч, щ, и часто заменяет или вовсе пропускает их.

Колыбельные песни как один из эффективных способов развития речи младенца

«Хлеб питает тело человека, а колыбель – душу».

Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Колыбельные - самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Наши предки придавали колыбельным песням мистическое значение. Для каждого младенца колыбельная была своя - ее при рождении сочиняла мать. Потом эта песня всю жизнь была его оберегом.

Колыбельные песни - мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную песню поёт мама своему ребенку. Отличительная цель колыбельной песни — достичь засыпания человека. Неизменно у всех народов колыбельная песня не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. Это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким. Если мама в период беременности много поет своему еще не родившемуся малышу, после рождения он скорее, чем другие дети, начинает реагировать на мамин голос и тоже пытаться издавать мелодичные звуки.

Начинать петь колыбельные песни малышу можно уже с пятого месяца беременности. Малыш слышит, различает и запоминает звуки. Новорожденный малыш, услышав песенки, которые мама пела ему до рождения, узнает их и успокаивается.

Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у мам, которые поют своим детям колыбельные, улучшается лактация, а в дальнейшем устанавливаются более близкие отношения с детьми. Если вы будете регулярно напевать недоношенному ребенку, он гораздо быстрее наберется сил. У матерей, начавших петь колыбельные своим детям еще до их рождения, снимались проявления токсикоза, облегчалось течение беременности.

Также учеными доказано, что во время пения колыбельных у мамы снижается ритм сердечных сокращений, нормализуется давление. Ребенок поющей мамы получает больше кислорода, его сердцебиение гармонизируется, а колебания околоплодных вод нежно массируют тело малыша, помогая ему созревать. Кроме того, это прекрасный дыхательный тренинг для мамы и ребенка.

Бывает, что будущие мамы не поют своему ребенку сами, сомневаясь в своих вокальных способностях, боятся повредить музыкальный слух ребенка. А между тем именно пение мамы целительно для малыша.

Отсутствие музыкальных способностей - не повод отказывать ребенку в колыбельных песнях. Самое главное - помнить, что музыку надо пропустить через себя.

Как это сделать? Просто тихонечко подпевайте. Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, вне зависимости от того, каким голосом их исполняют.

Колыбельные - это огромный потенциал для развития ребенка с самых первых дней жизни, это ласковый голос мамы или бабушки, её теплые руки. Колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении.

Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.

Чтение ребенку поэзии оказывает такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которого на растущий организм уже говорилось. Сопровождайте чтение стихов ритмическим похлопыванием животика и, если стихи понравятся малышу, вы заметите ответное ритмичное постукивание вашего разумного крохи.

Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска).

Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания. Как считает болгарский психотерапевт П. Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем.

Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов. Группа ученых из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент. На группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов - после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким.

Немецкие медики, изучавшие колыбельные со своих позиций, утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии снижается вдвое. Пение колыбельной песни матерью включает механизм успокоения, расслабления и засыпания у детей. Впоследствии для взрослого человека слышать колыбельную песню означает мгновенное включение тех же самых механизмов.

Поэтому для крохи колыбельная - не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке: мамочка рядом и очень любит его. Наукой доказано, что дети, которым не пели колыбельных песен, вырастают более эгоистичными и злыми людьми, менее успешными и подверженными психическим расстройствам.

На Востоке есть поговорка о плохом человеке: «Ему мать не пела колыбельных песен». Слушание колыбельных песен поможет детям, которые по разным причинам лишены живого материнского общения. Здесь уже речь идет не столько о музыкальном развитии, сколько о формировании психо-эмоциональной сферы человека, развитии его душевных качеств.

Колыбельные

А котики серые,

А хвостики белые,

По улицам бегали,

По улицам бегали,

Сон да дрему сбирали,

Сон да дрему сбирали.

Приди котик ночевать,

Да приди дитятко качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу.

Дам кувшин молока

Да дам кусок пирога.

Ешь-то, котик, не кроши

Да больше у меня не проси.

* * *

Вы коты, коты, коты,

У вас желтые хвосты.

Вы коты, коты, коты,

Принесите дремоты.

Спи, сыночек мой, усни,

Люли, люшеньки, люли,

Скоро ноченька пройдет,

Красно солнышко взойдет.

Свежи росушки падут,

В поле цветушки взрастут,

Сад весенний расцветет,

Вольна пташка запоет.

Люли, люшеньки, люли,

Ты, сыночек, крепко спи.

Бука

Бай-бай, бай-бай,

Поди, бука, на сарай,

Поди, бука, на сарай,

Коням сена надавай.

Кони сена не едят,

Все на буку глядят,

Баю-баюшки, бай-бай!

Поди, бука, на сарай,

Мою детку не пугай!

Я за веником схожу,

Тебя, бука, прогоню,

Поди, бука, куда хошь,

Мою детку не тревожь.

* * *

Баю-баю, баю-бай,

Поскорее вырастай,

Во лесок ты пойдешь,

Папе ягод наберешь.

Спи-ка, детонька, в добре,

На соломке, на ковре,

Лю-лю-лю, лю-лю-лю.

***

Песенка ребенку

(Ладыжевский)

Спать пора! Шалил ты много,

Поцелуй еще меня,

И с тобой заснет тревога

Угасающего дня.

Все заснут. Твоя лошадка

Деревянная заснет...

В спальне светится лампадка;

В спальне бабушка нас ждет.

Ты устал. Семья родная

Будет сон твой сторожить,

Будет бабушка седая

Внуку сказку говорить.

А когда с лучом рассвета

Прибежишь ко мне ты вновь,

Лепет детского привета

Встретит ласку и любовь.

Развитие речи во время прогулки

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательное время и способ развития речи вашего малыша.

Сопоставляя, сравнивая увиденное и услышанное, ребенок совершает первые наблюдения и открытия, учится мыслить и делать выводы. Осваивает первые слова: звук "з-з-з-з" - так звенит комар, "мяу" - это кошка, потому что она так мяукает, и т.д. Этот лепет и есть начало речи - первые попытки обозначить предмет звуком. Причем звуки, услышанные на улице, оставляют в памяти малыша куда более сильное впечатление, чем домашние. Желание поделиться им и заставляет его попробовать воспроизвести услышанное.

Новые и новые наблюдения, а значит и новые впечатления, кроха накапливает, если активно двигается: бегает по дорожкам, лазает по лесенке на детской площадке, гоняет голубей, рассматривает снежок или букашек, песочек или водичку в луже. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития.

Крепкий и подвижный малыш увидит и узнает больше, получит больше положительных эмоций от знакомства с окружающим миром, а значит, будет обеспечено и его эмоциональное развитие (без которого, кстати сказать, невозможно ни личностное развитие, ни восприятие искусства, ни творчество). Чем еще привлекательны прогулки для развития речи, так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.

Как это делается?

Как бы вы ни проводили время с малышом на улице, где бы вы с ним ни гуляли (парк, лес, детская площадка...), старайтесь обо всем рассказывать крохе. Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы речь, обращенная к малышу, была ему понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями. Не бойтесь "рассказать лишнего" (говорить о том, чего малыш еще не понимает) - пусть он учится слушать, впитывает интонации родной речи, обогащает речевую память.

О каком возрасте идет речь?

От 5-6 месяцев (т.е. от времени, когда малыш из лежачего и спящего положения переходит в сидячее-смотрящее) до школьного возраста, потому что развивающие возможности беседы на улице безграничны. Усложняются темы и структура высказываний, из вашего монолога беседа плавно переходит в диалог, и вот уже вы - слушатель, а ваше любимое чадо удивляет вас все более и более меткими замечаниями, потрясающей наблюдательностью, а главное - богатством своего словарного запаса, красотой и правильностью связной речи.

Итак, как же развивать речь ребенка во время прогулки?

Вы гуляете с малышом на детской площадке или он играет в песочнице. Обратите внимание ребенка на то, какой песок. Песочек в песочнице желтенький, светленький, беленький или, увы, грязный. Старайтесь разнообразить свою речь, употребляя синонимы: мокрый песок можно назвать влажным, сырым; приучайте ребенка сравнивать и анализировать: утром песок был влажным от росы (после дождя или полива его дворником), а днем под лучами солнышка и действием ветра высох. Обратите внимание сынули или дочки на то, что сухой песочек сыплется, а из влажного лучше куличики получаются, потому что он не сыпучий, а «клейкий», его склеивает водичка...

Играя в песочнице, насыпая песок совочком в ведерко или в формочку, нагружая игрушечный самосвал, прокладывая дорогу в песочном бездорожье, малыш время от времени должен слышать то, как мама называет эти предметы, объясняет ему, что она сама делает, когда помогает в создании куличиков.

Куличик

В руки мы берем совочек,

Сыплем желтенький песочек.

Помогай мне, не ленись!

Наш куличик, получись!

Или другой вариант:

Лепим мы куличи,

Круглые как личико.

Достаем из печи,

Вкусные куличики.

Слыша в вашей речи слова песок, песочек, песочница, песочный, песчаный, ребенок постепенно знакомится со словообразовательными секретами языка.

Советую поиграть в песочнице с малышом в игры, которые предлагают Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

1. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.).

2. Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.

3. «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

4. Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.

5. «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).

6. «Поиграть» на поверхности песка как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.

А придя после прогулки домой, можно для сравнения ощущений предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Будет замечательно, если вы пофантазируете, чьи они? Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

Еще песочек может быть с камушками, которые тоже имеют цвет, размер: они бывают большие - булыжники; поменьше - щебенка, галька. Вообще, камушки - любимые детские игрушки (после палочек, конечно), просто настоящие сокровища. Они такие прекрасные, потому что и разноцветные: от беленьких и сереньких до красненьких и черненьких. Еще попадаются прозрачные, с вкраплениями (точечками, пятнышками, поясками) и отверстиями (дырочками, ямками, щелками).

Использование разнообразных по звучанию слов стимулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление мамой слов с различными оценочными суффиксами (например, камушки и каменище) расширяет возможности эмоционального развития крохи, знакомит его с разнообразием предметов и их названий.

Однако важно и не переборщить - предоставляйте ребенку возможность играть самостоятельно.

Наблюдая на улице за машинами, также самое время расширять словарь своего чада. Машины можно рассматривать, можно изучать их цвет, обсуждать их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории, героями которых будут сами машины или те, кто в них едет. Самыми любимыми машинами маленьких детей, как правило, становятся трамваи, тракторы, экскаваторы, землечерпалки, подъемные краны. Эти машины большого размера, они шумят, тарахтят, едут медленно и есть что разглядывать (ковши, стрелы и т.д.) Именно эти машины (шумные) становятся одним из первых названных малышом предметов: «ДЖ-Ж-Ж». И не игнорируйте обсуждение со своими сыновьями тех или иных машин: поинтересуйтесь, что именно делает эту машину такой красивой, необычной.

Во время прогулки в парке, сквере, в лесу, разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, осины), неторопливо расскажите ему о том, чем они отличаются: «Смотри, какой большой листик у клена, какой красивый: вот этот бочок у него красный, а этот желтый. А вот другой листочек, поменьше - он весь желтенький, похож на золотую монетку, а вырос он на этом дереве – березе. Посмотри, какое интересное дерево береза. У всех ствол коричневый, а у нее - белый. Поэтому березу и называют белоствольная (медлннно проговорите прилагательное «белоствольная» несколько раз)».

Ваш рассказ должен быть спокойным: малышу нужно услышать все интонации связной речи, все особенности построения фразы. А потому вы должны стараться строить простые, но правильные предложения. Произносить слова так, чтобы малышу было легче (понятнее) постигать звуки родной речи, особенности ее звучания. Ученые, занимающиеся вопросами лингвистики детской речи, а также речи взрослых, обращенной к детям, заметили, что именно мамы чаще повторяют те или иные слова, общаясь с крохой. Тем самым они как бы подсознательно стараются привлечь внимание ребенка к тому, как звучит слово, формируют его звуковой образ в памяти ребенка.

Довольно широкие возможности для обогащения детского словаря дает знакомство с птичками. Берите с собой на прогулку корм для птиц (пшено, булочку или печенье - его ребенок тоже может "поклевать") и предлагайте крохе новую игру - кормить птичек. Такая игра может стать постоянным занятием на прогулке, особенно зимой, когда птицам дополнительная подкормка явно не помешает.

Сначала познакомьте малыша с разными видами птиц, прилетающих на ваше угощенье, - это голуби, воробьи, вороны, синицы и т.д. И первые наблюдения будут за тем, чем отличаются птички. Птицы попадаются веселые, шустрые, суетливые - воробьи, например. И задумчивые, степенные - вороны, конечно. Наблюдая за голубиной стаей, всегда можно найти самого хитрого и самого ленивого. А наблюдая за воробьями, заметите, что они очень сообразительные и шустрые (в отличие от неповоротливых голубей), но в то же время пугливые: вспархивают при малейшем движении, но далеко не улетают и сразу возвращаются, если понимают, что опасности нет. Так день за днем вы будете развивать внимание ребенка, приучая его видеть и удивляться тому, что происходит вокруг, радоваться встрече с новыми и новыми впечатлениями.

Каждая прогулка сможет стать новой сказкой о знакомом голубе, воробье или вороне. Весной очень интересно наблюдать за тем, как вороны строят гнезда, а летом занятные сценки можно подсмотреть во время первого вылета птенцов. И пусть многое малышу пока непонятно, рассказывайте ему обо всем, что видите, удивляйтесь сами, наблюдайте сами и готовьтесь - скоро ваш юннат станет задавать вопросы.

Теперь пришло время вспомнить о тех мохнатых и пушистых четвероногих наших друзьях, которые, несомненно, повстречаются вам во дворе. Нет ничего приятнее, чем встретить забавного лохматого пса в то время, когда ваше чадо наотрез отказывается спокойно сидеть в коляске и ехать домой обедать.

Наши ласковые и строптивые, милые и обаятельные, серьезные и свирепые, независимые и преданные песики, коты... Ими можно просто любоваться, разглядывая их окраску (полоски и пятнышки), стать (смешную походку и обворожительную грацию прыжка), выражение морды (умное или ироничное, презрительное или доверчивое), можно удивляться и умиляться их повадками, можно вести с ними разговор - ведь они все понимают. Ребенок постарше может с удовольствием обсуждать с вами различия собачьих пород, вместе вы можете придумывать историю песика или киски, разыгрывать шуточные «диалоги» с полюбившимся четвероногим.

Можно прочитать забавное стихотворение про кота, которого вы с малышом рассматривали.

Этим летом, если честно,

Нам прибавилось забот.

У соседнего подъезда

Поселился черный кот.

Черный, черный, будто ваксой

Кто-то вымазал бока.

Во дворе гулять опасно

Даже с папами пока.

Кот же ходит, где захочет,

Лижет шерстку на груди.

Все старательно обходят

Его тропы и пути.

Только как-то тетя Глаша

Из квартиры сорок семь

Вдруг сказала: «Будет нашим».

Сразу легче стало всем.

Мы несем коту сосиски,

Колбасы кусок большой.

Кот довольный возле миски.

Он играет с детворой.

Почему-то этим летом

Мы забыли про приметы.

(Татьяна Жиброва)

Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия. Важно только помнить, что яркое впечатление, положительная эмоция - одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Иными словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом маме.

Впечатления на прогулке - естественная ситуация для общения, которое так необходимо малышу для полноценного развития. В процессе общения с мамой формируется представление о мироздании, воспитывается характер, развивается способность к эмоциональному восприятию мира. Речь дает возможность не только понимать, но и узнавать новое, сочинять новое - выполнять сложнейшие мыслительные действия, связанные с познанием окружающего мира.

Чтение, или как правильно читать малышу

Читать малышу нужно практически с самого рождения. Когда малыш начнет держать головку, можно класть его на животик и показывать книжку с крупными картинками, сопровождая чтением стишков или пением потешек.

В возрасте 2-3 месяцев младенец уже может воспринимать цвета: черный и белый. Американские ученые, разработавшие программу «Шаги младенца», рекомендуют родителям сделать книги «Черное в белом» и «Белое в черном». Для этого нужно листы плотного картона сложить книжкой (можно использовать и отдельные листы в виде карточек) и сделать страницы: на черном фоне белый круг, а в белом круге - черный предмет (слон, бабочка, листочек). И наоборот: на белом фоне черный круг, а в нем - белый треугольник, кружок, квадрат. К этим страничкам добавьте звуковое сопровождение. Дети воспринимают ритм, интонацию, мелодику маминого голоса. Если вы показываете ребенку изображение слона, то можно воспользоваться строчками стихотворения Бориса Заходера «Слон»:

Больше всех на суше он,

Очень, очень добрый СЛОН.

Видно, даже у зверей

Тот и больше, кто добрей!

Изображение бабочки сопроводить строчками из стихотворения Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха»: "Бабочка-красавица, кушайте варенье, или вам не нравится наше угощенье?"

Правда, когда ребенку исполняется 6-8 месяцев и он начинает активно двигаться, ползать, читать ему книжки становится достаточно сложно или практически невозможно. Скорее всего, все ваши попытки почитать малышу книжку с показом красочных картинок будут заканчиваться неудачей. И совсем не потому, что малышу это неинтересно - напротив, даже очень! Именно поэтому он каждый раз при виде раскрытой книги старается изловчиться и выдрать картинку, чтобы попробовать ее на вкус, смять страницу. В этом возрасте ребенок познает мир «через рот» - а как же без этого! Но это совсем не значит, что необходимо прекратить чтение. Наоборот, покупайте книги с толстыми ламинированными страницами. Такие книги удобно держать и можно отдать в руки малышу без страха, что книга будет «съедена», разорвана, помята и совсем испорчена. А главное, учась самостоятельно перелистывать страницы, ребенок знакомится с назначением книжки, а заодно и развивает мелкую моторику.

Для детишек 9-11 месяцев детский и семейный психолог Екатерина Бурмистрова рекомендует самодельный домашний фотоальбом. Напечатайте крупным планом дубли фотографий самых дорогих ребенку людей и вставьте их в крепкий альбомчик. Тут могут быть фотографии не только людей, но и кошек-собак, если таковые имеются в доме, машины, коляски, кроватки - словом, всех тех предметов, которые малышу хорошо знакомы.

Вообще, ребенок до 1-2-х лет воспринимает книжку как игрушку, а поэтому в ней самое главное - красочность, яркость иллюстраций, их крупный размер. Что касается текста под картинкой, будет вполне достаточно пары строчек на страницу, если это сказка, и четверостишия, если стихи.

В 2 года чтение должно носить обязательный характер. Именно в этом возрасте (как считают многие ученые) у ребенка формируется культура чтения. В данном возрасте детишкам по-прежнему нужны книжки с картинками и небольшими текстами. Это могут быть стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, Д. Хармса, коротенькие рассказы В.Сутеева «Сказки в картинках», сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой». Советую приобрести пальчиковый театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажей сказки.

Многие молодые родители сейчас увлекаются видео- и аудиосказками. Конечно, они важны всем, в том числе и взрослым: воспроизведенные в художественных образах мастерами слова, кино, и театра эти сказки сильно действуют на воображение детей и многому их учат. Но всё же ребенок тут лишь зритель. А вот читает мама сказку вслух или папа что-то рассказывает, и тут же раздается то смех, то вопрос, то реплика. Особенно понравившиеся места можно перечитывать много раз. Невольно приходят на память слова из стихотворения И. Сурикова «Детство»:

Ветхую шубёнку

Скинешь с плеч долой;

Заберёшься на печь

К бабушке седой.

<...>

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнёт мне бабка

Сказку говорить...

Теплота этих минут остаются с человеком на всю жизнь. И даже если сказка, рассказ совсем простые, важно, что они рассказываются родным человеком, родным голосом. Это живое общение с ребенком, которое не может заменить никакое техническое.

Рекомендации, на которые надо обратить внимания, читая детям

1. Перед тем, как начать ребенку читать книгу, обязательно выключите телевизор, магнитофон и другие источники зрительного и слухового раздражения.

2. Не заставляйте ребенка долго ждать, пока закончите какие-то дела, и тем более не говорите с другими людьми (в том числе по мобильному телефону), пока общаетесь со своим маленьким слушателем.

3. Ребенка нужно посадить так, чтобы он мог хорошо видеть ваше лицо и следить за мимикой, артикуляцией.

4. Для чтения важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно использовать время перед сном (дневным или ночным). Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели. Эти минуты принесут крохе не меньше пользы, чем сам сон.

5. Читайте ребенку по несколько раз, а после задавайте ему вопросы о прочитанном. Все это не только развивает речь, но и формирует образное мышление, развивает память и внимание. Если малыш просит почитать многократно одну и ту же сказку, стишок, удовлетворяйте его желание. Повторение знакомого произведения дает малышу ощущение стабильности.

6. Отвечайте только на вопросы, которые по ходу чтения задает сам малыш.

7. Читайте обязательно с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа.

8. Если ребенок не очень любит слушать чтение или быстро теряет интерес к книге, то упрощайте текст, делайте выразительные паузы, остановки на самом интересном моменте. Можно читать маленькими отрывками, насколько хватает внимания малыша.

9. Обязательно показывайте иллюстрации.

10. Ели ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки.

11. Не забудьте похвалить маленького слушателя.

12. При покупке книг для малыша стоит обращать внимание на качество: никакой пахнущей краски и расслаивающихся страниц, крепкий корешок и отсутствие раскладывающихся объемных деталей, которые легко оторвать и засунуть в рот.

13. Детские психологи рекомендуют проверять содержание книги до того, как вы начнете читать ее малышу. Прочтите сами несколько страничек. Соотнесите содержание книги с возрастными возможностями своего ребенка.

14. Желательно иметь книги «для кухни». Пока Вы готовите обед, ребенок может рассматривать иллюстрации. Чтение можно использовать во время кормления (особенно, если ребенок плохо ест). Также хорошо иметь «книги для ванны», «для транспорта», «для поликлиники».

Читать малышу необходимо каждый день.

Что же почитать ребенку в возрасте от 1 года до 3 лет?

1. «Ладошки» (автор Н. Чуб, иллюстратор Л. Чайка, издательство «Фактор»).

Книга очень красочно оформлена. В ней собраны сказки, веселые считалки, включающие в себя занимательные игры и задания. С помощью материала данной книги вы сможете не только почитать своему малышу, но и потренировать пальчики, выполнить упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. Работа с книгой будет способствовать развитию речи малыша, а также расширению его представлений об окружающем мире.

2. «Зайка на даче», «Зайка и солнышко», «Зайка идет в садик» (автор Л. Павлова, иллюстратор И. Масляк, издательство «Карапуз»).

Ваш малыш наверняка полюбит Зайку, героя этих книг. Материал книги способствует расширению знаний ребенка об окружающем мире, обогатит словарный запас малыша (пусть даже пассивный).

3. «У кого какая мама» (автор Л. Павлова, иллюстратор А. Власова, издательство «Карапуз»).

Содержание книги способствует формированию представления об окружающем мире. Помогает научить малыша различать понятия большой, маленький. Является хорошим стимулятором для вызывания звукоподражательных комплексов.

4. «Не болей, зайка!» (автор Р. Юдина, иллюстратор И. Масляк, издательство «Карапуз»).

Эта книга для совместного рассматривания картинок с малышом. Иллюстрации очень четкие, красочные и понятные малышу. Материал книги поможет расширить знания ребенка об окружающем мире, будет способствовать развитию его речи.

5. «Кто тут?» (автор С. Теплюк, издательство «Карапуз»).

Содержание книг поможет малышу овладеть устной речью, будет способствовать формированию звукоподражательных комплексов, стимулировать появление первых слов.

6. «Конопушки» (автор А. Алферова, издательство «Околица», г. Челябинск).

Стихи для самых маленьких.

7. «Первые слова», «Веселые малыши», «Сравнилки» (издательство «Эксмо»).

Эти книжки не боятся воды! Малыш может рассматривать картинки даже в ванне. Если трудно в течение дня усадить ребенка за книгу, предложите ему ее во время купания.

8. «Морской конек» (автор Л. Бурмистрова, издательство «Мозаика-Синтез»).

Еще одна книга для купания. В комплект кроме книги входит игрушка-брызгалка в виде морского конька, которую можно использовать для развития мелкой моторики. А забавные и веселые стихи не оставят равнодушным вашего малыша!

9. «Книга для чтения детям от 6 месяцев до 3 лет» (автор И. Цыганков, издательство «АСТ»).

В книге представлены веселые песенки, потешки, стихи и увлекательные сказки.

10. Книги серии «Самое первое чтение» (издательство «Росмэн-Пресс»).

Картонные страницы толщиной 2 мм. Книги проиллюстрированы лучшими отечественными художниками и специально подобраны с учетом возраста ребенка, Из данной серии малышам можно почитать стихи А. Барто («Лошадка», «Зайка», «Мишка», «Бычок», «Мячик», «Самолет», «Кораблик», «Козленок»), сказку «Теремок» в обработке М. Булатова, сказку «Репка» в обработке О. Капицы, сказки «Колобок» и «Гуси-лебеди» в обработке А. Афанасьева.

И в заключение хочется сказать о том, что очень важно как можно раньше приобщить ребенка к книге. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье ребенка. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. В связи с этим вспомнились стихи алтайского поэта А. Кушнера.

Бедный папа

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня - картинок двести,

А у папы - ни одной.

У меня - слоны, жирафы,

Звери все до одного,

И бизоны, и удавы,

А у папы - никого!

У меня - в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!

Читайте сами. Ребенок должен видеть маму и папу с книгой в руках!

Разговор по телефону - тоже развитие речи

Хорошей и любопытной практикой для развития речи малыша может послужить разговор по телефону. Дети во всем хотят подражать старшим. Поэтому телефон - это вожделенный предмет малышей практически с 6-7 месяцев. Они с большим интересом относятся к нему. Им нравится крутить диск телефона, нажимать на кнопки, снимать и класть трубку на стационарном телефоне, прикладывать телефонную трубку к уху. И эту детскую забаву можно превратить в полезное занятие.

Создание такой речевой ситуации стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Но очень часто разговор по телефону с бабушкой, дедушкой или папой сводится к тому, что ребенок слушает, что говорит ему взрослый на другом конце провода. Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой (или с другими родственниками), как лучше строить разговор с ребенком.

Надо предупредить бабушку или еще кого-то из родственников, что им "позвонит" малыш. Предложите родственникам задавать только те вопросы, которые будут понятны малышу и на которые он сможет ответить односложно "да" или "нет", постепенно вводя более сложные вопросы. Например, пусть они спросят его, кто это звонит, что он делает, как он себя чувствует и так далее.

Если у вас есть параллельный телефон или функция громкой связи, помогайте ребёнку отвечать на вопросы.

Сделайте так, чтобы разговор по телефону с бабушкой, дедушкой или другими родственниками стал ежедневным.

Для проведения занятий не обязательно использовать настоящие телефоны, их вполне можно заменить на игрушечные - в продаже имеется большой ассортимент игрушечных телефонов со световыми и звуковыми эффектами, а также музыкальных, говорящих, интерактивных...

Использование таких игрушек выполняет огромные развивающие функции:

1) Стимулирует желание пользоваться речью.

2) Различные звуковые мелодии, содержащиеся в телефоне, развивают слуховое восприятие и внимание малыша.

3) Различные формы деталей игрушки помогают восприятию и запоминанию геометрических фигур.

4) Яркие цвета игрушки способствуют развитию цветовосприятия малыша.

Организуя игру с телефоном, можно использовать забавные детские стихи (полностью или отрывки).

ТЕЛЕФОН

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

— А много ли прислать?

— Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!..

...

(К. Чуковский)

ТЕЛЕФОН

Мне поставили сегодня телефон

И сказали: «Аппарат у вас включен!»

Я могу по телефону с этих пор

С кем хочу вести из дома разговор.

Я сажусь, снимаю трубку с рычажка,

Дожидаюсь непрерывного гудка

И, волнуясь, начинаю набирать

Номер «восемь - сорок восемь -

двадцать пять».

Телефон мне отвечает: «Дуу... дуу... дуу...»

Я сижу у аппарата - жду... жду... жду.

...

(С. Михалков)

ТЕЛЕФОН

В телефон залезла мышь:

- Пи, пи, пи...

Говорю: - Кому звонишь?

- Пи, пи, пи...

- Может, ты звонишь котам?

- Пи, пи, пи...

- А тебе не страшно там?

- Пи, пи, пи...

(А. Усачев)

Используя игру в телефон как занятие, и далее Вы будете постепенно обучать своего малыша вести осмысленный диалог, строить фразы.

Автор: Оксана Макерова

Источник: www.solnet.ee

Медицинские направления

Сообщества

Рейтинг: 0.0 Оценить
Размещена: 07.06.2012

Комментарии

нет комментариев

Ваш комментарий