Москва | Изменить
Если у Вас нет аккаунта, пожалуйста зарегистрируйтесь, это займет не более двух минут.

Приёмы работы при афазиях


На практике очень редко встречаются чистые (истинные) формы афазий, Из этого следует, что восстанавливать речь больного по какому-то шаблону просто недопустимо, хотя основные этапы всё-таки следует соблюдать.


Занятия по исправлению речи у взрослых больных принято называть восстановительным обучением, которое начинается сразу же при выходе больного из тяжелого состояния в острый период заболевания. При этом учитываются возможности пациента, вырабатывается установка на коррекцию речи. В начале продолжительность занятий составляет от 3 до 5 минут, затем продолжительность увеличивается и достигает к концу острого периода заболевания (инсульт – это 21 день) 10–15 минут.

На технологию восстановительного обучения у разных специалистов разные взгляды. Кто–то рекомендует сразу же после выписки из стационара заниматься 2–3 раза в неделю без перерывов на лето, отпуск, поездки на дачу. Но всё же лучше проводить восстановительное обучение в виде отдельных курсов по 1–2 месяца с частотой занятий не менее 2 раз в неделю с последующим перерывом на отдых (во время которого, как показывает опыт, также отмечается положительная динамика в речевой сфере пациента).


Часто много вопросов задают родственники больных о предположительных сроках полного восстановления речи ("Когда заговорит?"), на которые ответить крайне сложно. Большое значение имеют следующие факторы, влияющие на восстановление речевой функции:


Этиология (причина) заболевания. Если афазия сохраняется более 2 недель, то для спонтанного восстановления шансов мало, необходимы занятия. Афазии, возникающие в результате черепно–мозговой травмы, имеют более благоприятный исход по сравнению с афазиями, возникшими при сосудистой патологии головного мозга.
Обширность очага поражения.
Исходная степень
тяжести нарушений речи.
Период от начала заболевания до первого обследования речи и начала занятий.
Форма афазии. Хуже всего – тотальная афазия (не понимает, не говорит). При моторной афазии речь восстанавливается лучше, чем при сенсорной афазии.
Доминантность по руке. У левшей симптоматика афазии менее выражена, а восстановление бывает более полным и выраженным.
Возраст. Мнения ученых разноречивы. Возраст не является единственной причиной, а входит в комплекс других неблагоприятных факторов, который отягчает динамику восстановления.


Александр Романович Лурия считал, что для спонтанного восстановления речи имеются благоприятные условия у больных с глубоким расположением очага поражения мозга, а также с отсутствием поражения корковых речевых областей при кровоизлиянии в мозг.


В разных источниках, в том числе и в Интернете, можно найти данные о наиболее благоприятном периоде проведения восстановительного обучения. Период до 6 месяцев от начала заболевания считается самым благоприятным (речь восстанавливается более быстрыми темпами). Также можно сказать, что период до 1 года является не менее плодотворным для работы. Но можно встретить и такие цифры, как 2 года и даже 5 лет.

Эфферентная моторная афазия


Проблемы: трудности начала фразы, не переключиться со слога на слог (инертность), с одного слова на другое (зависит от степени тяжести нарушений речи). Напоминает заикание.
Цель: преодолеть инертность в речевом процессе.
Способы:
- медленное, напевное, протяжное произнесение счета 1–10, дней недели, фраз, бытовой речи, отстукивание ритма рукой;
заканчивание фразы нужным словом (договаривание пословиц, поговорок);
- пересчет предметов, затем с опорой на числа;
- игры: лото, шашки, шахматы, конструкторы, игральные карты;
- выделение отдельного слова из ряда, например, любой одной цифры при счете до 10–ти;
- метод противопоставлений (черный–белый и т.п.). Одно слово говорит родственник, другое – пациент;
- вербализация действий (больной пытается проговорить что он делает);
- приём письма и чтения.

Афферентная моторная афазия


Проблемы: нарушение артикуляционных укладов, поисковые реакции губ, языка в момент произнесения.
Цель: восстановление артикуляции.
Способы:
- чтение стихов, ритмическое проговаривание с одновременным отстукиванием ритма фраз;
- рисование;
- классификация предметов по выделенным признакам;
- игры: лото, домино, шахматы, шашки, предметное лото;
- счет 1–10, дней недели;
- на начальных стадиях письмо и чтение не подключаются, а лишь на более поздних производится работа по выделению звукобуквенного состава слов.

Динамическая афазия


Проблемы: отсутствие активной, продуктивной речи, наличие речевых шаблонов, стереотипов. Короткая, рубленая фраза. Длительная пауза между словами. Сохранно повторение, называние, понимание речи, письмо и чтение.
Цель: исправить дефекты внутренней речи, восстановление способности актуализировать слова – глаголы, восстановление программирования высказывания.
Способы:
- ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;
- прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет»;
- стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;
- раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключенному в них сюжету;
- раскладывание подписей под картинками;
- чтение хорошо знакомых слов и фраз;
- накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом;
- чтение и пересказ текстов (при наличии возможности);
- «ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;
- составление поздравительных открыток, писем и т.д.

Сенсорная афазия


Проблемы: нарушение понимания речи, наличие в речи обилия бессмысленных слов (логорея), нарушение контроля за собственной речью.
Цель: восстановление понимания обращенной речи и устной речи, нарушенной вторично.
Способы:
- показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям и другим признакам;
- показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям;
- показ частей тела на картинке и у себя;
- выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.
- ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;
- выполнение простых устных инструкций;
- раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;
- ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
- письмо слов, слогов и букв по памяти;
- «озвученное чтение» отдельных букв слогов и слов;
- дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;
- заполнение пропусков во фразах;
- письмо под диктовку слов и простых фраз;
- прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;
- составление рассказов по серии сюжетных картинок;
- пересказ текстов по плану и без плана;
- чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов.

Акустико–мнестическая афазия


Проблемы: сужение объема восприятия речи на слух, дефекты зрительных предметных образов.
Цель: восстановление зрительных предметных образов и связи их со словом, увеличение объема восприятия.
Способы:
- показ предметов по названиям, предъявляемым парами, тройками;
- показ частей тела по тому же принципу;
- выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;
- прослушивание текстов и ответы на вопросы по содержанию текстов;
- письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;
- чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти); повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз;
- заучивание наизусть коротких стихотворений и текстов;
-повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 секунд, через 1 минуту после первого предъявления;
- составление устно предложений по опорным словам;
- анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
- смысловое обыгрывание слов в контекстах;
- классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ текстов сначала по подробному плану, затем - по свёрнутому, затем - без плана;
- развёрнутые диалоги на внеситуативные темы.

Семантическая афазия


Проблемы: нарушено понимание логико-грамматических конструкций (передают систему отношений слов, например, «отец брата или брат отца»), понимание отдельных слов – сохранно.
Цель: преодоление дефектов восприятия предметов в пространстве, восприятия «левого» и «правого».
Способы:
- схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;
- изображение плана пути, комнаты;
- конструирование по образцу, по словесному заданию;
- работа с географической картой, с часами.
- заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;
- составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.
- составление предложений с заданными союзами.
- изложения, сочинения;
- импровизация на заданную тему;
- толкование сложных по смысловой структуре слов.

Амнестическая афазия


Проблемы: нарушение номинативной функции речи (называния предметов), дефекты выбора нужного слова из всплывающих альтернатив.
Цель: расширение активного словаря, восстановление восприятия образов, представлений в зрительной сфере.
Способы:
- вычленение существенных признаков предметов (объектов, явлений);
- показ предметов по названиям, предъявляемым парами, тройками;
- показ частей тела по тому же принципу;
- анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
- смысловое обыгрывание слов в контекстах;
- классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова.

Источник: logoped-yar.ru

Медицинские направления

Сообщества

Рейтинг: 0.0 Оценить
Размещена: 05.02.2012

Комментарии

нет комментариев

Ваш комментарий