Москва | Изменить
Если у Вас нет аккаунта, пожалуйста зарегистрируйтесь, это займет не более двух минут.

Приемы постановки звука Р


Как поставить, вызвать звук [Р]?

Работа по формированию правильного произношения звуков [Р] и [Р’] должна включать подготовительный этап, собственно постановку звука и этап закрепления – автоматизации – правильной артикуляции.

В случае параротацизма (когда ребенок не может произносить звук Р и заменяет его на другие звуки (Л, Г, Ы, Н и др.)) необходимо проведение дифференциации, различения поставленного звука и звука-субститута.


Итак, после того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, попробуем вызвать звук «Р».


Важно соблюсти некую «тонкость» инструкции: не следует просить ребенка произнести звук [Р], так как стремление во что бы то ни стало овладеть этим ярким звуком может спровоцировать «горловое» произнесение.


Дело в том, что заставить дрожать «непокладистый» кончик языка гораздо сложнее, нежели мягкое небо или небную занавеску.


Можно предложить малышу «завести моторчик», подражая рокоту самолета или рычанью собаки – «ррррр…», или карканью вороны – «карррр…».


Если же этого окажется недостаточно, следует нацелиться на постановку звука.


Постановка звука [Р] может осуществляться разными способами.
Остановимся на наиболее распространенных приемах.

Поэтапная постановка звука [Р]

• На первом этапе ставится фрикативный (щелевой, или проторный) звук без вибрации.
(Фрикативный – образуемый трением воздуха в щели между сближенными органами речи).
Этот звук образуется при длительном произнесении за верхними зубами звука [З], близкого к [Ж]; широкий передний край языка при этом должен находиться непосредственно у альвеол (бугорков за верхними зубами).
Сильная воздушная струя проходит в щель между передним краем языка и деснами, задевая кончик языка.
Полученный таким способом звук следует сразу вводить в слоги, чтобы формировать новый стереотип произнесения и закреплять положение кончика языка за верхними зубами для дальнейшей работы над артикуляционным укладом столь сложного звука.

• Второй этап постановки звука [Р] нацелен на выработку вибрации с механической помощью.
Для этого в дело пускается предназначенный для постановки звука [Р] зонд с шариком на конце.
Однако подойдет и чисто вымытый указательный палец или резиновая сосочка, набитая ватой.
На худой конец, можно попросить у бабушки пластмассовый вязальный крючок, по возможности, толстенький и округлый по форме.
В любом случае, манипуляции идентичны: во время произнесения проторного звука [Р] следует проводить под языком, прикасаясь пальцем или зондом, вправо и влево для вызывания колебаний передней части языка.
Сильная выдыхаемая струя, направляемая на кончик языка, вызывает легкую вибрацию.
Как правило, впечатления, полученные в результате апробации этого нового умения, являются мощным стимулом к применению звука в спонтанной речи, в случае, если звук [Р] ребенок не произносил.
Добавив к проторному звуку [Р] гласные «а», «э», «ы», звуки, наиболее нейтральные в плане движения губ и не требующие дополнительного напряжения, прокладываем мостик к произнесению слов с новыми звуками: РА, РЭ, РЫ.

Первый способ постановки звука Р
Постановка звука [Р] от звукосочетания [ЗА].Выполняем действия, сходные с вышеописанными.

Второй способ постановки звука Р

Постановка от звука [Д].
В этом варианте постановки при широко открытом рте и положении кончика языка за верхними зубами (у самых альвеол), следует произносить звук [Д] – сначала медленно, затем в более быстром темпе.
В момент произнесения «дддд…» с помощью подложенного под язык пальца или зонда совершать колебательные движения из стороны в сторону, тем самым способствуя выработке вибрации.

Перечисленные приемы можно считать универсальными для коррекции произношения звука [Р], однако, в зависимости от вида ротацизма, существуют нюансы в подходе к исправлению дефекта.


Следует заметить, что приступать к работе над правильной артикуляцией звука [Р] надо с большой осторожностью, так как особенностью данного звука является упоминаемая выше своеобразная «неразборчивость»: если не удается вызвать вибрацию кончика языка, роль вибратора берет на себя мягкое небо или небная занавеска. В результате, приобретенный звук не будет соответствовать произносительной норме, и потребуется коррекция уже нового звука.


Чтобы избежать осложнений, желательно обратиться к логопеду и получить его рекомендации.

Источник: logoportal.ru

Сообщества

Рейтинг: 0.0 Оценить
Размещена: 30.01.2012

Комментарии

нет комментариев

Ваш комментарий