Москва | Изменить
Если у Вас нет аккаунта, пожалуйста зарегистрируйтесь, это займет не более двух минут.

Причины речевых нарушений

1. Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.
2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье, копирование детской речи. Ребёнок подражает тому, что слышит.
3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции («скажи «рыба»») приводят к появлению искажённого звука: «р» горлового, боковых шипящих и других дефектов.
4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нёбо и др.
5. Длительное использование соски способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
6. Недостаточная сформированность функций мышления, памяти, внимания, отсюда — отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
7. Если у ребёнка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.

Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот некоторые из них:
а) болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);
б) родовые травмы;
в) инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;
г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.
Медико-педагогические мероприятия с такими детьми направлены на оздоровление их нервной системы и всего организма в целом, на корригирование общей и речевой моторики. Восстановление речи предполагает длительные занятия с логопедом.

Несколько слов о наследственности

Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например, неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.

Необходимость преодоления несовершенства детской речи

1. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Если ребёнок к четырём годам по каким-то причинам не усвоил речь, то процесс обучения будет происходить с гораздо большим трудом, дольше и без того успеха, который достигается в обычные сроки.
2. Задержка в речевом развитии тяжело сказывается на общем росте психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, работоспособности.
3. Речевые расстройства порождают своеобразные изменения в характере ребёнка: замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, маскирующие или облегчающие речь уловки.
4. Неудачные попытки преодолеть свои затруднения при общении или замаскировать их могут вызвать чувство собственной неполноценности, депрессивные состояния, негативизм; порождают чувства обиды, досады, иногда озлобленность и раздражение.
Учёными доказано, что чувство ущемлённости от сознания своего дефекта речи встречается и у дошкольников. Но оно не зависит от тяжести нарушения речи, а связано с теми социальными условиями, в которых растёт ребёнок и, конечно, с типом его высшей нервной деятельности.
5. У детей с расстройствами речи часто наблюдается нарушение не только речевой моторики (парезы языка, губ (неполные параличи)), но и общей (дискоординация, неточность и слабость движений, их замедленность или, наоборот, двигательная расторможенность).
6. Всё это, в свою очередь, порождает особенности поведения детей в играх и общеобразовательных занятиях: нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны; они чаще выступают зрителями или берут на себя в игре подчинённые роли.
Но бывает и наоборот, когда у плохо говорящих детей отмечается неоправданно смелая фантазия, некритичность к своему поведению, двигательное беспокойство, суетливость, речевая утомляемость, что затрудняет включение в коллективную игру.
7. У некоторых детей действия с игрушками не носят развёрнутого игрового характера, не имеют смысла и целенаправленности (например, ребёнок берёт куклу, снимает с неё платье и бросает, долго смотрит на куклу, потом и её оставляет).
8. Не устранённые в детском возрасте замены и смешения, как уже указывалось ранее, отрицательно влияют на письмо и чтение. Отставая в учении и теряя интерес к нему, такие школьники нередко переходят в категорию нарушителей дисциплины.
9. Звуки, исправленные только в старшем школьном возрасте, с трудом вводятся в самостоятельную речь. Дети, даже став взрослыми, научившись правильному произношению, продолжают произносить прежние, искажённые, но более привычные для них звуки.
10. Невнятная речь ребёнка создаёт впечатление его невоспитанности, умственной ограниченности, некультурности. Бывают даже случаи, когда дети с тяжёлыми нарушениями речи ошибочно попадают в школы для умственно отсталых (например, дети, страдающие ринолалией).
11. Некоторые недостатки речи ограничивают возможности в выборе любимой профессии, мешают в труде и в повседневной жизни.

Таким образом, можно сделать выводы: речевые расстройства отрицательно влияют на воспитание психических функций, в том числе на умственное развитие и на формирование характера ребёнка, в результате общество получает неполноценных личностей; необходимо в работе с такими детьми предусматривать не только коррекционные приёмы, направленные на преодоление собственно речевых недостатков, но и ряд обучающих и воспитательных мероприятий.


Предупреждение недостатков речи


Что же способствует правильному речевому воспитанию?
1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С малышом нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не всё успеет услышать и понять.
2. Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов малыш с удовольствием повторяет их за мамой, делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.
3. Не следует раздражаться детской «болтовнёй», малыш тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.
4. Не рекомендуется перегружать ребёнка — учить буквы, обучать чтению в трёх-четырёхлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому.
Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребёнка.
5. При раннем речевом развитии не следует принуждать малыша к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями — это может привести к заиканию.
6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.
7. Вредно излишне возбуждать фантазию и чувства ребёнка частыми и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.
8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.

Сообщества

Рейтинг: 10.0 Оценить
Размещена: 22.05.2011

Комментарии

нет комментариев

Ваш комментарий