Москва | Изменить
Если у Вас нет аккаунта, пожалуйста зарегистрируйтесь, это займет не более двух минут.

Почему мы лжем?

Нам нравится думать, что несколько паршивых овец портят добродетельное стадо. Но исследования показывают, что понемногу жульничают все - правда, лишь до тех пор, пока не начинают терять ощущение собственной честности.

5 июня в США выходит книга профессора поведенческой экономики в Дюкском Унверситете Дэна Ариэли "(Истинная) правда о нечестности: как мы врем всем подряд, особенно себе" ("The (Honest) Truth About Dishonesty: How We Lie to Everyone - Especially Ourselves"). На страницах The Wall Street Journal ее представляет сам автор. Основной тезис таков: по-крупному обманывают единицы, а в мелочах - почти все, и второй тип нечестности куда вреднее.

Начинает он с пересказа разговора, который состоялся у одного из его студентов со слесарем, которого тому пришлось вызвать, чтобы вскрыть замок на входной двери собственного дома (ключи остались внутри, а дверь захлопнулась). Слесарь, за минуту справившись с замком, сказал, что "замки на дверях нужны только для того, чтобы честные люди оставались честными. Есть один процент людей, которые всегда будут вести себя честно и никогда не украдут. Еще один процент будет всегда вести себя нечестно и постоянно пытаться вскрыть ваш замок и унести телевизор; от закоренелых воров замки вас вряд ли уберегут - эти, если им действительно нужно, найдут способ залезть в ваш дом. Предназначение замков, сказал слесарь, в том, чтобы защитить вас от 98%, в основном, честных людей, у которых мог бы возникнуть соблазн подергать вашу дверь, не будь на ней замка".

Если бы соответствовало действительности популярное мнение, что люди делятся на честных и нечестных, причем последних меньшинство, проблема мошенничества и обмана давно была бы решена. В действительности нечестность "работает иначе", пишет Ариэли. "У каждого есть потенциал к тому, чтобы проявить нечестность, и почти все обманывают - по мелочам... С одной стороны, мы хотим получить выгоду от лжи... с другой стороны, мы хотим считать себя честными, достойными уважения людьми. Как ни прискорбно, сильнее всего разлагает общество как раз массовое мелкомасштабное вранье, а не громкие случаи".

Ключом к пониманию природы нечестности для команды Ариэли стал эксперимент, в ходе которого участникам предлагалось решить как можно больше задач в течение пяти минут. Размер платы был поставлен в зависимость от их успехов. В случае, когда испытуемым разрешали уничтожить черновик, они показывали более высокий результат, чем у контрольной группы.

Исследователи экспериментировали с размером вознаграждения и пришли к выводу, что ожидаемого влияния на итог опыта эта переменная не оказывает. Более того, при назначении наибольшей цены за одну решенную задачу количество подтасовок снижалось. Возможно, в таких условиях участникам сложнее было обманывать, сохраняя ощущение собственной честности, предполагает Ариэли. Изменение вероятности поимки с поличным также не сказывается на окончательных итогах. Для того, чтобы убедиться в этом, ученые вводили в эксперимент "слепого" ведущего, позволяли подопытным самим брать из миски плату в соответствии со своими результатами.

Другая вариация, при которой плату за "сообразительность" выдавали не деньгами, а жетонами (их впоследствии можно было обменять на деньги), показала, что чем сильнее опосредована та выгода, которую можно получить от мошенничества, тем больше шансов, что индивид поддастся соблазну. К вранью человека подталкивает и уверенность, что врет не он один: когда в сценарий включали подставного "студента Дэвида", который через минуту после начала эксперимента заявлял, что решил все задачи, и запросто удалялся с пачкой денег, "результативность" по сравнению с контрольной группой подскакивала до 200%. Среди других факторов, повышающих склонность к обману, Ариэли называет умственное истощение; ношение подделок под известные марки одежды; понимание, что ложь пойдет на пользу не одному лгуну, а некоей "команде".

Насколько эффективны обычные меры по борьбе с мошенничеством и что, в действительности, может сделать человека более честным? Увещевания о нормах поведения не очень продуктивны. Зато "ощутимый эффект" дает напоминание о требованиях морали, утверждает автор. Действенность этого метода была подтверждена рядом дополнений к основному эксперименту, наиболее необычное из которых заключалось в том, что атеистов просили поклясться в честности на Библии. Ариэли подчеркивает, что такое напоминание срабатывает лишь в том случае, если делается в самый момент принятия решения. В частности, поэтому он считает более целесообразным ставить графу "подпись" не в конце, а в начале налоговой декларации. Такие приемы не уберегут от финансовых пирамид и казнокрадов, но позволят уменьшить количество лжи "по мелочам", утверждает исследователь.

Источник: Inopressa.ru

Медицинские направления

Рейтинг: 0.0 Оценить
Размещена: 30.05.2012

Комментарии

нет комментариев

Ваш комментарий