Москва | Изменить
Если у Вас нет аккаунта, пожалуйста зарегистрируйтесь, это займет не более двух минут.

Явление федеральных критериев оценки качества – 2016. Часть I. Фактическая

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июля 2016 года № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (далее – Приказ 520н) установлены новые критерии оценки качества медицинской помощи. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 2016 года и вступает в силу с 1 июля 2017 года. Здесь можно скачать приказ.

Выход Приказа 520н напоминает постановочное шоу со спецэффектами: проект его был анонсирован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов с ID 02/08/07-16/00050309 (далее – Проект) и должен был подвергнуться открытому обсуждению, однако текста Проекта там так и не появилось. Проект «застрял» на второй стадии «уведомления о начале разработки» и пребывает в ней до сих пор. Многие специалисты видели Проект в нескольких вариантах, просочившихся в первой половине лета через естественные отверстия ведомства в окружающую профессиональную среду, но ждали официального размещения текста, чтобы сделать свои замечания и предложения. Вместо этого, они получили шептуна в лицо в виде утверждённого и даже зарегистрированного в Минюсте Приказа 520н. Нет официального размещения текста проекта – нет серьёзного обсуждения. Нет обсуждения – нет критики. Нет критики – нет изъянов у модели. В общем, выход Приказа 520н в свет получился эффектным, да ароматы не те. Оваций профессионального сообщества не последовало – все зажали носы.

Варианты Проекта попали в сеть и немного обсуждались в профессиональных социальных сетях. Мы также подвергли одну из версий (довольно высокой степени готовности, кстати) критическому разбору в работе «Каша стройными рядами, или проект федеральных критериев оценки качества – 2016» ( Статья в оригинале, SM-версия и обсуждение: Часть I/1, Часть I/2 ). До выхода Приказа 520н сделать успели лишь первую часть, где разобрали планируемые на тот момент изменения в критериях оценки качества относительно утверждённых приказом Минздрава России от 7 июля 2015 года № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (далее – Приказ 422ан). Теперь, отняв, наконец, руки от носа, мы имеем возможность продолжить наш критический разбор уже с участием новоявленного Приказа 520н.

=== ===

Явление федеральных критериев оценки качества – 2016. Часть I. Фактическая *

* SM-версия. Здесь публикуется с сокращениями.

Я вчера видел раков по пять рублей.

Но больших... но по пять рублей...

Правда, большие... но по пять рублей...

но очень большие... хотя и по пять...

но очень большие... правда, и по пять рублей... но зато большие... хотя по пять, но большие...

а сегодня были по три, но маленькие, но по три...

но маленькие... зато по три...

хотя совсем маленькие... поэтому по три...

хотя маленькие... зато по три...

то есть по пять, но большие... но по пять...

но очень большие.

А эти по три, но маленькие, но сегодня...

А те вчера по пять... но большие... но вчера...

но очень большие, но вчера, и по пять,

а эти сегодня, но по три, но маленькие,

но по три. И сегодня.

А те были по пять, но вчера, но очень большие,

то есть, те были вчера по пять и очень большие,

а эти и маленькие, и сегодня, и по три.

Вот и выбирай,

по пять, очень большие, но вчера,

либо по три, маленькие, но сегодня, понял?

Не все, но понял, но не все? Но все-таки понял...

Хотя не все, но сообразил почти, да?

Хотя не все сообразил, но сообразил.

Хотя не все.

Ну пошли. Не знаю куда, но пошли. Хотя не знаю куда.

Но надо идти. Хотя некуда.

Уже три - надо бежать...

Но некуда... В том-то и все дело...

(© М. Жванецкий [Для Р. Карцева], «Я видел раков»)

В работе «Каша стройными рядами, или проект федеральных критериев оценки качества – 2016» мы выяснили, что Проект:

а) в первом разделе («Общие положения») меняет, по сравнению с первым пунктом Приказа 422ан, обоснование введения критериев оценки качества медицинской помощи и обозначает цели и сферу их применения в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон), исключив из оснований, при этом, порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации. Приказ 520н полностью наследует эти изменения;

б) во втором разделе («Критерии оценки качества по условиям оказания медицинской помощи») повторяет третий и четвёртый пункты Приказа 422ан, за исключением некоторых подпунктов (предельные сроки первичного осмотра пациента при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах и при его поступлении в профильное отделение стационара, включение в планы диагностики и лечения лекарственных препаратов на основе стандартов медицинской помощи, а также результаты лечения), «перекочевавших» в третий раздел и изложенных в наборах критериев «по группам заболеваний (состояний)» в виде конкретных вопросов. Приказ 520н и здесь дословно повторяет Проект, с одним лишь уточнением в последнем подпункте «амбулаторного» блока, вставляя словосочетание «медицинских осмотров» с запятой между словами «проведение» и «диспансеризации»;

в) в третьем разделе частично детализирует второй пункт Приказа 422ан по «группам заболеваний (состояний)», которыми названы «модели пациента», наподобие стандартов медицинской помощи, с неполным (фрагментарным) охватом кодов МКБ и только при оказании специализированной медицинской помощи, где к избранным моделям пациента представлены от 3-х до 23-х (в основном, менее 10) вопросов относительно фактов и сроков проведения отдельных медицинских вмешательств и некоторых признаков результата оказания медицинской помощи, предполагающих дихотомический ответ («да» или «нет»). Третий раздел Приказа 520н, по сравнению с Проектом, подвергся множеству частных изменений в «моделях пациента» и прилагаемых к ним перечнях вопросов – многие из них изменились в числе и формулировках, добавилась ещё одна «группа заболеваний (состояний)» – «3. 5 Критерии качества при болезнях уха и сосцевидного отростка». Здесь мы не будем подвергать сомнению качество проработки «вопросников», т.к. это прерогатива профильных специалистов. Отметим, лишь, что они не могут считаться априори бесспорными;

г) исключает предусмотренную Приказом 422ан необходимость оценки предельных сроков первичного осмотра пациента, нуждающегося в неотложной медицинской помощи, включения в планы диагностики и лечения лекарственных препаратов на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций и, что особенно важно, результатов лечения при проведении экспертизы качества первичной медицинской помощи. Приказ 520н утверждает эту колоссальную деформацию;

д) исключает предусмотренную Приказом 422ан необходимость оценки предельных сроков первичного осмотра пациента при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах и при поступлении пациента в профильное отделение стационара, включения в планы диагностики и лечения лекарственных препаратов на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций, а также результатов лечения при проведении экспертизы качества специализированной медицинской помощи при тех заболеваниях и состояниях, наборы критериев для которых не подготовлены или подготовлены неполными. Приказ 520н вводит в действие и этот дефект системы оценочных критериев;

е) подменяет полноценный контроль соблюдения установленных требований к осуществлению медицинской деятельности при оказании специализированной медицинской помощи пациенту на основе порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) выборочным (точечным) контролем исполнения отдельных установленных требований, а также контролем не установленных требований сомнительной клинической значимости. Приказ 520н несколько улучшает качество детализации по сравнению с Проектом, однако закрепляет порочный подход к оценке с точечным контролем исполнения вместо полноценного контроля соблюдения требований, не исключающего возможность прицельного контроля исполнения установленных требований по отдельным критически важным параметрам;

ж) подменяет полноценную оценку качества медицинской помощи, оказанной конкретному пациенту в его уникальной клинической ситуации, проводимую на основе порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) с учётом достигнутых результатов выборочной (точечной) оценкой отдельных признаков результата с не обоснованной клинической значимостью. В Приказе 520н также в наборах «критериев качества по группам заболеваний (состояний)» подлежат оценке лишь отдельные признаки результата оказания медицинской помощи, и то, далеко не во всех наборах из имеющихся, не говоря уже об отсутствующих. Результат оказания медицинской помощи, как следует понимать из этого документа, в оценке качества в большинстве случаев не важен;

з) нарушает принципы делопроизводства («детские» ошибки). Нумерацию подпунктов второго раздела в Приказе 520н поправили;

и) препятствует получению объективных и достоверных данных, в своей совокупности отражающих так называемое качество медицинской помощи, при проведении специального исследования (экспертизы качества медицинской помощи) за счёт выведения за пределы исследуемой области конкретно не обозначенных параметров медицинской помощи, включая важнейшие (оценку своевременности, полноты назначений и результата). Приказ 520н закрепляет это препятствие и оно становится непреодолимым для эксперта, поскольку попытка выхода в «тёмную область» при проведении экспертизы будет дискредитировать её результаты, они будут терять юридическую силу;

к) не устраняет недостатков действующей системы критериев оценки качества медицинской помощи, рассмотренных нами в работе «О федеральных критериях оценки качества. Ласково», но порождает новые.

Так, зачем понадобились все эти изменения? Попробуем разобраться с этим во второй части настоящей работы.

---

С наилучшими пожеланиями, Андрей Таевский и команда Здрав.Биз

---

Статья полностью в Источнике

---

Источник: zdrav.biz

Сообщества

Рейтинг: 0.0 Оценить
Размещена: 25.08.2016

Комментарии

нет комментариев

Ваш комментарий