Москва | Изменить
Если у Вас нет аккаунта, пожалуйста зарегистрируйтесь, это займет не более двух минут.

Брызги разума, или антистресс для Росздравнадзора. Часть I. Радикальненько

То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет…

( © И.А. Крылов, «Мартышка и очки» )

---

Уважаемые коллеги!

Полтора месяца назад в аналитической работе «Рисковая ориентация и другие надзорные перверсии» мы обсуждали с Вами концепцию риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности, реформа которой идёт невиданно ударными темпами в нашей стране, а также проекты документов, содержащих т.н. «списки контрольных вопросов (проверочных листов)» Росздравнадзора. Суммарно три проекта содержали ни много, ни мало, 858 страниц, плотно заполненных «вопросами», многие из которых откровенно дублировали друг друга, а их формулировки представляли собой более или менее вольные интерпретации требований нормативных правовых актов, к которым они отсылали.

О, чудо! В сентябре на Федеральном портале были размещены обновлённые «по итогам обсуждения» (вопросы о том, какого обсуждения и где, остались открытыми) версии всех трёх проектов. В общей сложности, три проекта «подсушены» до 569 страниц (т.е., общее число их уменьшилось на 289). Интересующий нас в этой работе проект «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при проведении плановых проверок при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» похудел аж на 29 страниц, до 154.

Более всего нас интересует, что стало с разделом (частью приложения № 6) данного проекта, регламентирующим проведение проверок в отношении организации и проведения внутреннего контроля качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности (далее – внутренний контроль). Это часть таблицы с неимоверно длинным наименованием «Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при проведении плановых проверок при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотренного статьей 89 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций, организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями предусмотренного статьей 90 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности)», относящаяся к организации и проведению внутреннего контроля в медицинских организациях (далее – Список вопросов РЗН по внутреннему контролю).

Что он теперь собой представляет? Что нужно иметь в виду руководителю медицинской организации, чтоб не пасть жертвой интерпретаций надзорной службой установленных требований? Или, хотя бы, чтоб «жертва не была напрасной»?

---

Радикальненько

Заметно, что документ фундаментально переработан. Рассматриваемый нами Список вопросов РЗН по внутреннему контролю поменялся местами в таблице с аналогичным перечнем контрольных вопросов, используемых Росздравнадзором при проведении проверок организации и осуществления полномочными органами ведомственного контроля!

Помимо этого радикального преобразования, обращает на себя внимание троекратное уменьшение числа позиций в Списке вопросов РЗН по внутреннему контролю (с 62 до 20). Примечательно, что исчезли, как раз, дублирующие вопросы и вольные интерпретации установленных требований, на которые мы указывали в работе «Рисковая ориентация и другие надзорные перверсии». Т.е., 42 недостаточно обоснованных требования к моменту опубликования второй версии проекта очутилось в мусорной корзине. При этом вопросов, относящихся непосредственно к обеспечению внутреннего контроля, осталось всего... Четыре!

Остальные шестнадцать вопросов касаются организации и работы врачебной комиссии. При этом для выражения существенного содержания всех этих вопросов хватило бы двух-трёх (организация работы врачебной комиссии, её деятельность, ведение документации в соответствии с установленными требованиями – мы ничего не упустили?). А если оставить из всего многообразия требований к организации и деятельности врачебной комиссии в этой части документа только те, что имеют отношение к обеспечению внутреннего контроля, то вопрос останется лишь один и вполне конкретный, а остальные должны покинуть Список вопросов РЗН по внутреннему контролю. По-хорошему.

Очевидно, надзорный орган действует здесь с учётом другого аспекта реформы контрольно-надзорной деятельности – планируемого введения правила «1 in 2 out» в отношении новых требований (т.е., новое требование сможет появиться лишь взамен двух прежних), и старается «зацепиться» за те требования, правомочность которых не вызывает сомнений. Его действия напоминают игру с «антистрессом» в варианте, где наполненный «лизуном» небольшой воздушный шарик помещается в чулок в крупную сетку. При сдавливании игрушки в кулаке через ячейки чулка выпячиваются пузыри, которые можно пальцами «упихать» обратно, но, при этом, если не расслабить кулак, пузыри выпячиваются в других местах.

Формулировки некоторых вопросов наводят на мысли о том, что ответственного исполнителя этого проекта лупили указкой по голове. См., например, «пп. 2.2. Наличие журналов регистрации обращений граждан, карточек личного приема граждан характеризующих» (цитата приведена полностью). Чего характеризующих? И что могут характеризовать в обеспечении внутреннего контроля документы «из другой оперы», относящиеся к работе с обращениями граждан в медицинской организации? Или это о гражданах, нечто характеризующих в плане внутреннего контроля в своих обращениях?

Во второй части SM-версии статьи мы разберём вопросы, относящиеся к организации и деятельности врачебной комиссии/подкомиссии медицинской организации в части организации и проведения внутреннего контроля. Что в них есть примечательного?

---

Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский

---

Статья полностью в оригинале.

---

Источник: www.zdrav.biz

Сообщества

Рейтинг: 0.0 Оценить
Размещена: 18.10.2017

Комментарии

нет комментариев

Ваш комментарий