Специальные логопедические упражнения для развития ловкости, подвижности языка; растягивание подъязычной уздечки; тренировка подъёма кончика языка за верхние зубы – всё это необходимо для правильного произношения звука [Р].
«Индюк»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание!
«Чьи зубы чище?»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
«Маляр»
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
«Кто дальше загонит мяч»
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
«Вкусное варенье»
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
«Барабанщики»
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [d]: d-d-d… Сначала звук [d] произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
Внимание!